Да молчит всякая плоть…

В Великую Субботу вместо херувимской песни поется следующее песноспение:

«Да молчит всякая плоть человеча,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих,
и Господь господствующих,
приходит заклатися
и датися в снедь верным.

Предходят же Сему лицы Ангельстии
со всяким Началом и Властию,
многоочитии Херувими,
и шестокрилатии Серафими,
лица закрывающе, и вопиюще песнь:
аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Словарь сложных слов: Человеча - человеческая; заклатися - принести себя в Жертву; предходят - предшествуют, идут впереди; снедь - пища; аллилуиа - в богослужебной традиции: хвалебное обращение к Богу.

Перевод Ольги Седаковой:

«Да молчит всякая плоть человеческая
и да стоит со страхом и трепетом
и ни о чем земном в себе не помышляет:
ибо Царь царствующих
и Господь господствующих
идет на заклание
отдать Себя в пищу верным.

Предваряют Его сонмы Ангелов
со всеми Началами и Властями:
многоочитые Херувимы
и шестикрылые Серафимы,
закрывая лица свои и воспевая песнь:
Аллилуиа, аллилуия, аллилуия».

«Да молчит всякая плоть человека…» – смысл и история песнопения:

Великая Суббота – день молчания всего творения, «сей есть упокоения день, воньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий» – так поётся в стихире на вечерне. Это день скорби и радости, Бог погребён и сошёл в ад, чтобы его разрушить, поэтому служба исполнена и потаённой радости и скорби. В субботнюю службу вкрапляются воскресные песнопения: тропарь «Егда снишел еси», воскресные стихиры, читаются множество ветхозаветных пророчеств о Восстании Спасителя. И вместо «аллилуйя» на литургии поётся торжественный прокимен «Воскресни, Боже, суди земли» – все священство облачается в белые одежды, символизируя свершенную победу Христа и начало Пасхи.

В контраст этому ликованию звучит песнопение «Да молчит всяка плоть», исполняемое вместо Херувимской песни. Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому все творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.

«Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным»

Господь отдаёт себя в Жертву и вкушаем верными – его последователями-христианами - через таинство Причастия, «приходит заклатися», как непорочный Агнец. «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33)

Во второй строфе говорится о сонме ангелов, предшествующих Христу. Ангельские силы перечислены по чинам и именам: «Со всяким Началом и Властию» - пять ангельских чинов, и ближайшие к Богу «многоочитые Херувимы» и «шестикрылые Серафимы» из видения пророка Исаии (Ис.6, 2 – 3).

Традиция петь этот гимн вместо «Иже херувимы» появилась с 1545 года, после издания типикона преподобного Саввы Освященного. Вопрос авторства этих строк остается открытым. Возможно, гимн принадлежит к гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» епископа Мелитона Сардийского. Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста». Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит всякая плоть» встречаются в произведениях палестинских святых – Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника (в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу).

Милостыня на строительство храма

Вы можете послать на короткий номер 7715 сообщение СЕРГИЙ и далее указать сумму, которую вы хотите пожертвовать храму. Например: СЕРГИЙ 500.

Календарь дня