Федор Тирон — святой на белом коне, или чем прекрасно (великопостное) богослужение

Дорогие братья и сестры! Сегодняшним утренним богослужением завершается первая седмица Великого поста (суббота и воскресение всегда несколько выбиваются из строя Святой Четыредесятницы). Вновь совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Вспоминается о чуде великомученика Феодора Тирона. Но кем был при жизни святой Феодор? В настоящей статье мы не хотим описывать житие святого, давать исчерпывающие исторические сведения о его жизни, но хотим привести некоторые богослужебные тексты, которые читаются и поются за богослужением в пятницу, и которые посвящены вмч. Феодору. Вместе с этим мы приведем и другие богослужебные тексты Триоди, описывающие красоту и смысл Великого поста, значение в нашем спасении Крестной жертвы Спасителя и не только...

Чем интересны сами по себе тексты Триоди о святом Феодоре? Мы определяли для себя 3 причины подобного интереса.

1) Богослужение практически всегда несет в себе образовательную функцию, или иными словами - нацелено на то, чтобы христианине, участвующие в нем, получали знания. Так, в Триоди мы можем обнаружить фрагменты из жития великомученика Феодора Тирона. Конечно, в нашей обыденности часто происходит так, что многое из богослужение проходит мимо нас: либо "в одно ухо влетело - в другое вылетело", либо мы молимся за богослужением о чем-то своем, либо богослужебные тексты сложны для понимания, либо все это в совокупности. Но для того, кто приобщается к богослужебные текстам, открывается много нового и интересного! Так же происходит и с текстами из Триоди о вмч. Феодоре Тироне. В одной из стихир на Господи воззвах Триоди на вечерне (память Феодора Тирона всегда выпадает на "вечер" пятницы (на субботу), который в богослужениях первой седмицы поста бывает утром вместе с Литургией Преждеосвященных Даров) мы видим практически пересказ небезызвестного "чуда Феодора Тирона", в память о котором мы и почитаем этого замечательного святого: 

"Враг, орудием своим употребив подобного ему отступника-тирана, замыслил страшное, пытаясь осквернить пищей, окропленной кровью жертв нечистых, постом очищающийся благочестивый народ. Но ты его ухищрения мудрейшим замыслом разрушил: представ во сне тогдашнему архиерею, ты ему и глубины вражьих мыслей открываешь, и о чудовищном намерении объявляешь. И вот, мы тебе благодарственную жертву принося, повествуем о явленном спасении, ежегодное воспоминание бывшего чуда совершая и на будущее прося от замыслов лукавого сохраниться невредимыми, твоими к Богу молитвами, мученик Феодор".

2) Богослужение часто дает новые, совершенно уникальные знания, которые практически нигде, кроме как в нем самом, невозможно почерпнуть. Здесь речь идет уже не просто о воспроизведении знакомого сюжета или какой-либо христианской / богословской идеи, не просто о получении знания, которое мы можем добыть где-либо еще. Здесь говорится о чем-то необычном с точки зрения формы и содержания богослужебного текста. На примере с вмч. Феодором это то же видно: в другой стихире на Господи воззвах Триоди святой предстает "рыцарем", сидящим на белом коне, который после своей смерти являет чудо молящейся ему женщине-вдове, чей сын попал в плен к иноверцам-мусульманам (по тем временам это могло значить, что ее сын скорее всего умрет). Святой являет убитой горем одинокой матери ее сына и совершает с ним другие чудеса (какие именно, текст Триоди умалчивает). Этот эпизод примечателен тем, что в житиях вмч. Феодора мы его не находим!

"Даром Божиим превосходнейшим явился ты, мученик Феодор: ибо и по кончине как живой прибегающим к тебе исполняешь их прошения. Потому, когда был похищен сын некой жены, взятый в плен войском иноверным, та вдова, представ, слезами храм твой орошала; ты же, как милостивый, сидя на белом коне,  чадо ее невидимо представил, и после того совершать с ним чудеса не перестал. Но проси Христа Бога о спасении душ наших".

3) В богослужении мы находим напоминание о необходимости следования за Христом и указания на то, как воплотить христианские заповеди в своей жизни. Важная составляющая богослужений носит практический характер. Богослужение - не только и не столько рассказ о чем-либо, сколько призыв христианину жить в подвиге, праведности и святости. Как-бы это банально не звучало, но богослужение - то, что подталкивает нас жить настоящей подлинной христианской жизнью, помогает тем, кто вникает в него, не быть только христианами по названию. Таков, например, кондак вмч. Феодору, в котором через военные образы говорится о вере как укрепляющей человека силе, как вещи, способствующей храбрости. О истинно верующем человеке, который готов пострадать за Христа, говорится как о том, кто наследует "небесный венец" и спасается.

"Веру Христову как щит приняв внутрь, в сердце твое, ты силы враждебные попрал, многострадальный, и венцом небесным увенчан был навеки, Феодор, как непобедимый".

В текстах мы встречаем и такие указания на то, как возможно жить по-христиански, которые содержат прямые призывы в стиле "будем делать так", "давайте делать то-то", чтобы "получилось то-то" (о результате "делания чего-либо" часто говорится в сотреоиологическом ключе, результат ответов на призывы, находящиеся в богослужении - спасение души). 

"Придите все, любящие мучеников, духовно возвеселимся и восторжествуем, ибо предлагает в сей день трапезу таинственную мученик Феодор, веселящую нас, любящих праздновать, и тем побуждает взывать к нему: «Радуйся страстотерпец непобедимый, угрозы тиранов на земле ниспровергший. Радуйся, бренное твое тело за Христа Бога отдавший на мучения. Радуйся, в различных бедах явившийся истинным воином небесного воинства. Потому молим тебя, мучеников украшение, ходатайствуй о душах наших".

Этими тремя пунктами не исчерпывается содержание (постового) богослужения. Но какой из этих размышлений вывод? Постная Триодь - это замечательная книга, используемая за богослужением в Великий пост, в которой мы можем найти для себя много назидательного, информативного и поистине прекрасного и уникального! И что самое интересное  - чтобы читать постную Триодь, чтобы прикоснуться к этой сокровищнице христианской духовности, не нужно быть богословом или знатоком богослужения: ее тексты зачастую умиляют своей простотой, и одновременно с этим - глубиной. И эти тексты доступны в электронном формате, в том числе в русском переводе. Да возрадуемся этому (ведь возможность погрузиться в море духовной красоты для христианина не может не быть сопряжена с радостью) и попробуем приобщиться к этой сокровищнице духовности!

Ниже оставим еще несколько текстов из богослужения первой седмицы Великого поста, описывающих, что такое пост и как он может быть прекрасен.

"Всесвященное воздержание начнем радостно, сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего: любви светлостью, молитвы блеском, ясностью чистоты, благого мужества силою, чтобы светоносными встретить святое и тридневное Воскресение, озарившее мир нетлением" (понедельник, седален Триоди на утрене).

"Постимся постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный" (понедельник, стихиры на стиховне Триоди на вечерне).

"Приступим все постом к горе превосходных дел, оставив приступы наслаждений, влекущих к земле;и, войдя во мрак священных созерцаний, увидим единую желанную Христову красоту, таинственно обожение принимая божественными восхождениями" (вторник, тропарь 2-й песни канона Триоди на утрене).

"Души нашей радость показывая во время поста, не будем угрюмыми, ожидая прекращения этих желанных дней, ибо воссиял нам свет подвигов благочестия"  (вторник, тропарь 2-й песни канона Триоди на утрене).

"Распятие воспеваю и прободение копьем Божественных ребр Твоих, из которых питие безсмертия я черпаю на всякий день, Христе, и освящаюсь" (среда, тропарь 3-й песни канона Триоди на утрене).

"Копьем Твоим, Христе, вычистив гниль страстей из сердца моего, исцели меня всего, ужаленного змия зубами ядовитыми, и дай мне непоколебимо шествовать к Божественным стезям" (среда, тропарь 8-й песни канона Триоди на утрене).

"Сонм двенадцати апостолов, ходатайствуте за нас, чтобы нам в мире пребыть и довести до совершенства воздержание — светлейшую из всех добродетелей, делающую нас сообитателями небесными силам. Молим вас, чтобы стяжать плоды спасения, ибо вы воистину являетесь крепостью рожденным на земле и прибежищем нашим душам" (четверг, седален Триоди на утрене).

"Крючком услаждения поймав меня, обманщик, захватил и сделал пленником; но мир сетью слова уловившие апостолы, от его злобы меня избавьте" (четверг, тропарь на 4-й песни канона Триоди на утрене).

"Умерщвленный, на Кресте простертый, оживи душу мою умерщвленную грехом, и Твое священное Воскресение встретить в мире удостой, Христе, исполняющего усердно Твои повеления" (пятница, тропарь 5-й песни канона Триоди на утрене).

"По невниманию задремав, я тяжкому сну греха подвергся; но Ты, уснувший на Кресте меня ради, Христе мой, пробуди меня, падшего, да не застигнет меня ночь смерти" (пятница, тропарь 8-й песни канона Триоди на утрене).

Милостыня на строительство храма

Вы можете послать на короткий номер 7715 сообщение СЕРГИЙ и далее указать сумму, которую вы хотите пожертвовать храму. Например: СЕРГИЙ 500.

Календарь дня