Первая беседа из цикла «Зачем человеку Церковь?»: Николай Антонов

5 декабря в МКАД состоялось открытие цикла бесед «Зачем человеку Церковь?». В рамках первой встречи мы пригласили Николая Константиновича Антонова - преподавателя и аспиранта ПСТГУ, приглашенного сотрудника Лаборатории исследования церковных институций, магистра теологии, автора статей, посвященных святителю Григорию Богослову.

В начале беседы Николай Константинович указал на то, что рассуждения о Церкви были не часты у святителя Григория: слово «Церковь» он использует 93 раза, слово «Бог» – 2004, а «Христос» – 788.

Но чтобы ответить на вопрос «зачем человеку Церковь», необходимо сказать о предпосылках, о грехопадении:

«Один выбор Адама изменил все тварное бытие, человек как венец творения повлиял на весь мир. Теперь все люди подвержены греху: они уже не свободны от греха, они склонны к нему сами по себе. Наша природа в этом смысле оказывается больна».

Получается, что теперь весь путь человечества – это процесс возвращения человека и мира в райское состояние до грехопадения, процесс возвращения обратно к Богу, что является предметом Божественной икономии (домостроительства). В этом смысле священники становятся соработниками Божественной икономии, становятся соиереями Христа в совершении Таинств, через которые человек становится вместилищем Божества, встает на путь обожения. Таким образом, без Церкви, в которой совершаются Таинства, посредством которых человек приближается к Богу, быть «хорошим христианином», стремящимся к Богу, становится невозможно.

Так же в ходе беседы Н. К. Антонов ответил на вопросы, присланные заранее и заданные непосредственно во время встречи. Где границы Церкви? Может ли приходская община стать для человека настоящей семьей? Должен ли человек, становясь прихожанином, иметь какое-то служение на приходе? Спасутся ли представители других религий? Как относиться к экуменизму? Должен ли христианин иметь активную политическую позицию, ходить на митинги, писать петиции?

Чтобы понять, с какой простой и непринужденностью Николай Константинович отвечал на вопросы, приведем его ответ на вопрос «необходимо ли ходить в храм для спасения в ситуации распространения короновируса?», который также затрагивает вопросы «может ли приходская община стать для человека настоящей семьей?», «говорит ли что-то свт. Григорий о необходимости человеку участвовать в общинной жизни? Если да, то насколько его изречения, относящиеся к устроению общины того времени, применимы в нашей жизни?»:

«Можно ли не ходить в храм и спастись? Можно. Пример — прп. Мария Египетская. Можно ли причащаться редко, совершать индивидуальный круг богослужения и спастись? Можно. Пример — Оптинсике старцы, жившие в скиту, которые будучи священниками практически никогда не служили и их причащали раз в месяц. У меня к Оптинским старцам претензий нет! Что у них было с общинностью? Не знаю. Можно, конечно, интерпретировать скит как общину, но, наверно, не стоит. Является ли пустынничество и такого рода подвижничество для нас образцом? Вообще-то является. Без сомнения. Можно ли жить в атомизированном обществе и спастись? Можно. Мы все этим и занимаемся. У нас нет выбора. Дело здесь не в развитии Интернета, поскольку Интернет — позднейшее добавление к эпохе модерна, которая начала свое развитие в XIX веке. Мы живем в этом царстве модерна и, я например, этому факту очень рад, поскольку у нас есть возможность выбирать свой путь (профессии, выбор супруга / супруги и т. д.). В мире святителя Григория было не так, потому что у тебя был город, у тебя не было никаких вариантов выбора пути. В каком-то смысле это можно назвать общинным мышлением. Все всех знали, все были родственниками. Внутри города было много маленьких союзов: Церковь была одним из таких союзов. И в нем люди действительно были близки друг другу. Хорошо ли, если у кого-то в современности так получается? Конечно, хорошо. Что плохого в том, когда есть батюшки, вокруг которых люди собираются, чтобы друг другу помогать? Помогать друг другу — это хорошо! Участвовать в чем-то вместе, будь то социальное служение или что-то еще — это хорошо, поскольку это в целом хорошо для христианина. Является ли община такой онтологической сущностью, которая ведет целиком к спасению, и если ты не находишься в общине, а просто причащаешься, ты не спасешься? Кажется, что это не так. Спасает Христос в целом… Мне не кажется, что вызов ковида касается основ бытия Церкви. Но дальше встает вопрос: нужен ли храм? Нужен, поскольку храм — это обиталище Бога на земле. Храм освящает мир — это очевидный факт, который показывается социологически. Можно ругать наше правительство, что в Москве так много храмов, и что деньги выделяются не на детские дома и приюты для несчастных кошечек, но это не очень корректно, потому что любой храм, построенный в крупном городе, сразу наполнится верующими… Бог неограничен, но мы, люди, ограничены временем и пространством, и нам необходимо в определенное время в определенном месте «подзаряжаться». Евхаристия — это единственный способ присоединиться к вневременному. Зачем не ходить в храм? Это уже другой, и гораздо более сложный вопрос».

Всех ждем на другие встречи из цикла и всех ждем в Церкви!

Милостыня на строительство храма

Вы можете послать на короткий номер 7715 сообщение СЕРГИЙ и далее указать сумму, которую вы хотите пожертвовать храму. Например: СЕРГИЙ 500.

Календарь дня